Один из основополагающих принципов рыночной экономики —свободная конкуренция товаропроизводителей.
Конкуренция — это борьба между производителями или поставщиками, предприятиями, фирмами за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.
В рыночной системе основное содержание конкуренции — борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех который зависит от дешевизны и качества товаров. Конкуренция превращает потребителя в мерило предпринимательской деятельности.
В экономической науке принято считать, что сущность конкуренции проявляется при выполнении ряда функций:
- она обеспечивает нацеленность производителей на удовлетворение потребностей и запросов потребителей. Без этого невозможно получить прибыль;
- стимулирует деятельность предпринимателя, его выживание за счет роста эффективности производства;
- объективно происходит дифференциация товаропроизводителей. Одни выигрывают, становятся лидерами, другие остаются в прежнем состоянии, третьи - аутсайдеры - разоряются;
- ликвидация неконкурентоспособных предпринимателей путем слияния, продажи, преобразований и т. д.;
- стимулирует снижение цен и повышение качества продукции (товаров, работ, услуг);
- способствует развитию общественного производства, эффективному использованию экономических ресурсов, в том числе и в региональном развитии.
Виды: внутриотраслевая и межотраслевая(конкуренция за капитал).